Земля осеянная небесным крестом

Монастырь Сурб Хач

Монастырь Сурб Хач

Армянский монастырь Сурб Хач

    Армянский монастырь Сурб Хач расположен в 3,5 км к юго-западу от города Старый Крым Кировского района  Автономной Республики Крым.

Легенды и быль Сурб Хача

Сурб Хач после реставрации 2008 г.

Сурб Хач после реставрации 2008 г.

Сурб Хач один из ценнейших памятников средневековой архитектуры на территории Украины. Самым первым зданием, построенным в этом комплексе, была церковь Сурб Ншан. Ее возвели в 1358 г. Это было время расцвета армянской колонии в Крыму. Первые армяне появились на полуострове в ХІ в., когда на их родные земли напали турки сельджуки. В ХІІІ в. Армения пережила монгольское нашествие и в Крым двинулась новая волна переселенцев. Именно с этим периодом и связано появления монастыря Сурб Хач. Согласно древнему преданию, тогда армяне построили в Крыму четыре монастыря и девять церквей. Но уцелел лишь один, который и стоит до сих пор.

О том как выбиралось место для монастыря, ходят легенды. По одной из них, в поисках места для своей святыне армяне-переселенцы наткнулись на руины древнего греческого замка, разрушенного в ХІ в.  Долгое время здесь жил один монах-отшельник, своими молитвами очищавший эту местность от нечисти. И только после этого  на бывших греческих владениях был построен монастырь.

 Гарегин II освящает семь хачкаров с буквами названия монастыря Сурб Хач в Крыму 29 июля 2008 года


Гарегин II освящает семь хачкаров с буквами названия монастыря Сурб Хач в Крыму 29 июля 2008 года

Судя по всему, монахи не ошиблись в выборе. Ведь даже земля в этих краях издавна считалась  целебной. Паломники приходили сюда из далека, набирали горсточку с дороги, ведущей к монастырю, и шли лечить своих родных. После исцеления горсть земли возвращалась обратно.

Другое придание гласит, что основатель обители Ованес Себастаци и его братья увидели на небе видение в виде креста. Крест этот указывал на место неподалеку от города Солхат (теперь Старый Крым). Там Ованес и заложил фундамент храма, которому дали имя Сурб Ншан (Святое Знамение). Строили церковь 20 лет. По завершению работ вокруг купола в белом камне была выполнена величественная надпись:

Сей божественный храм славы на земле  — рай древа жизни; он  — подобие высокого неба и обиталище святой троицы.

Согласно еще одной легенде, в том месте, куда Ованесу указал небесный крест, открылся родник с изумительно чистой  водой. Ей всегда приписывали целебные свойства.

В нескольких километрах есть еще один родник, а возле него стоит часовня. Старожилы рассказывают, что однажды приполз к этому чудесному источнику татарин, у которого отнялись ноги. Он поселился там, стал каждый  день пить чудесную воду — и исцелился, стал вновь ходить. Познав такое чудо, татарин принял христианскую веру и построил на берегу монастыря часовню.

Хачкар у входа в церковь Сурб-Ншан

Хачкар у входа в церковь Сурб-Ншан

С божественным ведением связывают и название монастыря, выросшего вокруг храма; Сурб Хач в переводе с армянского означает Святой Крест. Однако у имени монастыря есть и другое объяснение. Дело в том, что в Сурб Хаче несколько веков хранился каменный крест Пыргчакар (в переводе «спасский камень»). По преданию, крест этот был освящен самым апостолом Фадеем, обратившим армян в христианство.

Архитектура монастыря

    Постепенно монастырь разрастался. В конце XIV в. к храму Сурб-Ншан  был пристроен притвор (гавит с колокольней), которая имела также назначение смотровой башни. В полу гавита хоронили настоятелей монастыря, завещающих похоронить себя под ногами верующих.

В XV в.  с западной стороны была пристроена трапезная. Она состояла из двух больших помещений, кухни и большого подвала-погреба

Колокольня необычного монастыря

Колокольня необычного монастыря

В 1719 г. в монастыре был построен братский корпус. В нем располагались небольшие монашеские кельи и двухкомнатная келья настоятеля монастыря.

В конце ХІХ в. трапезная получила второй этаж с балконом., а южнее появилась монастырская  гостиница. Весь комплекс окружала крепостная стена и ряд хозяйственных построек, развалины которых до сих пор можно найти на окраине монастыря.

Ценители архитектуры наверняка обратят внимание и на два монастырских каменных фонтана. Когда-то вода к ним подавалась с горы по длинной сложно устроенной системе глиняных труб. Много лет спустя этот водопровод был варварски разрушен тяжелой техникой, вырубавшей в этих краях лес.

Кстати, системой водоснабжения и канализацией была оснащена и внутренняя часть монастыря. По глиняным трубам,вмонтированным в пол и стены, вода подавалась в бассейн для омовения ног (перед храмом) и на кухню. Эта система частично сохранилась и до наших дней, но уже в нерабочем состоянии.

Купол церкви Сурб Ншан

Купол церкви Сурб Ншан

Хорошо сохранилась роспись храма Сурб-Ншан, которую относят к ХІ-XV вв. Над входом в церковь — богоматерь с младенцем в окружении ангелов и святых, а в конце алтарной ниши — изображение Христа в образе царствующего владыки, восседающего на троне между богоматерью и апостолом Петром в окружении четырех символично изображенных евангелистов. Ученики Христа, апостолы, создавшие Евангелие, изображены в виде ангела, орла и быка.

Чем жили монахи?

    Как и в других обителях, монахи Сурб Хача, конечно же, занимались не только молитвой. У каждого было свое послушание. Работы в монастыре хватало. Братья возделывали сад, росший террасами вокруг обители. Урожай хранился в больших подвалах под трапезной.

В самой трапезной было отведено место под огромную коптильню  — тут коптили рыбу, которую ловили в протекавшей рядом реке. В лесу собирали грибы, охотились на дичь.

Развиты были среди монахов и ремесла. Говорят, что во многих домах Старого Крыма до сих пор хранятся глиняные трубки, сделанные мастерами из Сурб Хача. Но особенно ценным был труд местных мастеров-переплетчиков. В Ереване в Институте  древних рукописей сохранилось несколько книг с миниатюрами созданных в монастыре. Эти небольшие, размером в две раскрытые ладони, написанные на пергаменте 600-700 лет назад, по сей день радуют взгляд свежестью рисунков и четкостью шрифтов.

Восточная стена монастыря

Восточная стена монастыря

Славился Сурб Хач и своими резчиками по камню — сегодня мы можем оценить их талант по затейливым украшениям на монастырских фонтанах и сохранившимся каменным крестам.

    Духовный центр крымских армян

    Трудились в монастыре не только братья. Множество мирских людей приходили сюда поработать во искупления грехов ил во славу Божию.

В подтверждение тому на одной из стен трапезной сохранилась надпись: «Я, Саркис, повар, племянник вардапета Каракоса, служил Святому Кресту четыре года ради спасения души своей, 1211 .»

Долгое время в монастыре действовала школа. В ней детей обучали искусству миниатюры, рукописному делу, философии, риторике, арифметике, грамматике, географии. Из Армении приезжали на многие годы преподавать известные поэты  и художники.

А в ХІХ в. классик армянской литературы Менас Медицы писал: «Сурб Хач! Ты защита и убежище нашего народа. Ты единственный, нет тебе подобных. И вид и положение твои дивны!».

 Вход во дворик с кельями с западной стороны церкви Сурб-Ншан


Вход во дворик с кельями с западной стороны церкви Сурб-Ншан

И действительно, сотни лет крымский монастырь оставался центром духовного  притяжения армян, святыней, местом паломничества. Колонии армян давно покинувшим родные земли, не имели территориальных границ, собственного централизованного управления. Все им заменяла церковь,  духовно сплачивая народ, благодаря чему он сохранил на чужбине свой язык, письменность и веру.

В течении  нескольких веков Сурб Хач является престолом  армяно-апостольской церкви в Крыму.

Новая жизнь

    Однако в советское время работы в обители велись не очень активно. В 80-х годах было восстановлено здание монастырской  гостиницы, разрушенной во время войны до уровня фундамента. Но этим пожалуй, все и закончилось.

С новой силой работа закипела после распада СССР. В конце лета 1992 г. Армянская академия наук направила в Крым археолога, кандидата исторических наук Френу Суреновну Бабаян. Одну, без денег и помощников. Перед ней была поставлена нелегкая задача: очистить Сурб-Хач от многочисленных слоев мусора и подготовить к серьезным работам, которые начнутся летом 1993 г. Она справилась со своей задачей.  Сначала ей помогали только трое: старик-армянин и его дочки. Потом подтянулись еще добровольцы, Вырубали кусты двухметровой крапивы , выносили ведрами землю. Не раз за работу брались заглянувшие в монастырь туристы.

Фонтан на территории монастыря

Фонтан на территории монастыря

В 1994 г. в Сурб Хач вернулись священнослужители и в церкви Сурб Ншан возобновились богослужения. А в 2002 г. постановление Совета министров Автономной республики Крым обитель была официально возращена Армянской Апостольной Церкви.

29 июля 2008 г. Сурб Хач Увидел такое скопление людей, которого не видел, наверное, за всю свою долгую жизнь. На юбилей монастыря собралось более тысячи человек из разных областей Украины. Среди гостей был Президент Армении Серж Саргасян.  Саргасян сообщил собравшимся, что предложил Президенту  Украины Виктору Ющенко вместе ходатайствовать о включении монастыря Сурб Хач в список мирового наследия ЮНЕСКО.

 

 

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0-ленты. Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.
Оставить комментарий

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>