Айя- София — храм двух религий

Храм двух религий

 Стамбульская Айя-София околдовывает любого кто переступает ее порог.

 Она праматерь христианских соборов и общая святыня двух мировых религий. В чем секрет ее неувядающей красоты?

   Пересекая  Босфор можно попасть слева направо в Европу. Это исторически волнующий момент для каждого, переход из одного мира в другой.

Весна в Стамбуле - это сказка

Весна в Стамбуле — это сказка

Выйдя на сушу, вы  окажитесь в одном из самых величественных зданий, которое оказало огромное влияние на всю европейскую культуру. Стамбул до сих пор является городом, в котором встречаются два мира христианский и исламский. В его центре находится необыкновенная чудо-мечеть, когда-то бывшая церковью. Кроме того она внесена в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО и является 66 чудом света и имя ей Айя-София.

Бесформенной розовой брылой возвышается она над историческим центром Стамбула. Города, который многократно менял свое имя. До IV в. н.э. был Византией, после 330 Константинополем.

Она кажется беспорядочным нагромождением куполов, минаретов, пристроек и подпорных стен. Но это только снаружи. Истинное чудо раскрывается внутри.

За внешним хаосом Айя- София таит в себе удивительную гармонию. Из притворов и боковых нефов с великолепными аркадами и балюстрадами попадаешь в просторный, пронизанный светом зал с идеальными пропорциями, рядами стройных колонн, арабской вязью и мозаиками на стенах. От этого зрелища захватывает дыхание. Глаза разбегаются.

Фрагменты базилики Феодосия

Фрагменты базилики Феодосия

Константинополь, январь 532 года. Над столицей Византийской империи, объединяющей под своей властью Грецию, Малую Азию, часть Палестины, Египта, Италии и Балкан, поднимается зарево пожаров. Взбунтовавшиеся толпа на городском ипподроме скандирует: «Ника! Ника!». Напуганный император Юстиниан уже готов бежать . но в конце концов ему удается подавить восстание. На арене ипподрома остается 30 тысяч трупов. Напротив – чернеет попелище. Это, все, что осталось от главной константинопольской церкви, сожженной   мятежниками.

По иронии судьбы едва ли не самое кровавое восстание поздней античности послужило толчком для возрождения одного из самых грандиозных сооружений в истории архитектуры. На месте разрушенного храма вырастает ее более величественный и прекрасный собор. Ему суждено прославится на весь мир под именем Айя –София – Святая София, Божественная Мудрость.

В самом крупном соборе христианского мира до XV века будут проходить церемонии коронации византийских императоров. На целых 900 лет он станет оплотом православия. Но в 1453 после завоевания Константинополя  турецким султаном Мехмедом  ІІ превратится в мечеть. И почти пять столетий в его стенах при свете бесчисленных масляных ламп будут молится мусульмане обратившись лицом в сторону Мекки. А в 1934-м его объявят музеем.

Внутренний вид сводов собора

Внутренний вид сводов собора

Масляные светильники уже давно заменены электрическими лампочками. Тут больше не слышны  ни проповеди патриарха, ни напевы муэдзина. Каждый год ее посещают миллионы туристов. И сейчас уже трудно представить здесь торжественную атмосферу христианской службы или пятничной молитвы.

Император Юстиниан, конечно, не поверил бы, что в стенах собора, который был освящен 15 декабря 537 года, когда-нибудь зазвучат мусульманские молитвы. Ведь при его жизни ислама еще не было. Он возник в начале VII века. На огромной полукруглой мозаике над юго-западными вратами  1    можно увидеть портрет самого Юстиниана. Безбородый император в царской мантии , прозванный за сою бурную деятельность «бессоным », изображен слева от Богородицы с Младенцем на коленях. Он преподносит ей в дар уменьшенную копию выстроенного им собора. Справа от Богородицы его предшественник император Константин со своими подношениями: названым в его честь города Константинополем.

Красота да и только

Красота да и только

Это лишь одна из многих великолепных мозаичных композиций, которыми византийские мастера украсили Айя-Софию. И доказали, что из прикрепленных на гипсовую основу цветных камешков можно складывать не только орнаменты, но и реалистичные изображения святых. Через центральные двери (2) из внутреннего притвора в главный неф когда-то мог вступать только император. При взгляде с этого ракурса сразу понимаешь, почему при освящении своего детища, памятуя о легендарном храме царя Соломона, восхищенно произнес «Я превзошёл тебя, Соломон!». И хочу сказать в чем-то он все-таки был прав.

Порой новаторство заключено в минимализме. В придельной концентрации при воплощении одной-единственной, но гениальной идеи. В Айя- Софии такой «изюминкой» является купол (3 )– главная гордость Юстиниана. Лучший вид на него открывается из императорских врат. Его многотонный свод высотой 56 м и диаметром 31 м словно парит в воздухе посреди потолка размером с футбольное поле. А свет из 40 окон(4), опоясывающих его основание, только усиливает ощущение невесомости, только усиливает ощущение невесомости. Кажется, что собор светится изнутри.

Внутреннее убранство храма двух религий

Внутреннее убранство храма двух религий

Как удалось реализовать такой смелый архитектурный проект при технических возможностях периода поздней античности?

Инженерные планы собора утрачены. Уже вскоре после смерти Юстиниана секрет сооружения таких куполов был забыт.

Проектирование самого знаменитого купола в мире Юстиниан поручил геометру, специалисту по статистике Анфимию Тралльскому и математику Исидору Милетскому. Как на это отреагировали признанные греческие зодчие? Вряд ли они одобрили план императорских избранников , дерзнувшие нарушить архитектурные каноны того времени. Впервые в истории мастера укрепили купол не на круглом основании, а на четырёх мощных прямоугольных опорах(5) спрятанных в боковые нефы. И обеспечили перераспределение нагрузки с округлой вершины к прямоугольной основе с помощью так называемой парусной конструкции(6).

Центральный неф собора

Центральный неф собора

По замыслу Юстиниана Айя-София должна была стать парадным собором империи и символом его величия. Поэтому император не жалел  средств, чтобы возвести храм в рекордные сроки. 145 тонн золота – более трех миллиардов евро по современному курсу – ушло на строительство. Для ускорения процесса в оформлении собора использовались архитектурные элементы античных построек, которые свозились в столицу со всех концов империи. Например, гранитные колонны(7) на нижнем ярусе взяты из храма Артемиды в Эфесе. Сэкономить время помогло и применение и специального раствора. Кое-где он уложен более толстым слоем, чем кирпичная кладка. Это хорошо видно на неоштукатуренных стенах покатого пандуса(8), ведущего к верхнему ярусу, ведущего к верхнему ярусу в северной части.

Но наибольшие разрушение нанес ему человек. В 1204 году участники четвертого крестового похода, организованного для завоевания Египта, внезапно изменили свои планы и взяли штурмом столицу восточного христианства. Разграбив Константинополь , они устроили погром в Айя-Софии.

Единственная христианская символика сохранившееся в храме

Единственная христианская символика сохранившееся в храме

Разбили алтарь, вынули драгоценные камни из покрывавших его золотых плит, разорвали балдахин, обрушили люстры. А для вывоза награбленного загнали в храм ослов. Нетрудно было представить, насколько потрясены были жители города таким поруганием святины со стороны братьев по вере. Возможно, для них это было страшнее османского завоевания, которому подвергалась  Восточная Римская Империя, уже потерявшая к тому времени большую часть своих владений.

В отличии от крестоносцев султан Мехмед  II  после взятия города с сожалениям осматривал его улицы. И как пишет неизвестный хронист: «лил слезы, вздыхая тяжело и печально». Он приказал своим воинам пощадить всех, кто укрылся в Айя-Софии, и пообещал распростертому на полу патриарху сохранить право христиан на свободу вероисповедания. Правда, он сразу издал указ о превращении собора в  главную мечеть Османской империи. Убрал из него кресты и статуи. Воздвиг у юго-восточного придела первый минарет(9), позднее заменённый пристройкой из красного кирпича, сохранившиеся до наших дней. Но при этом проявил редкую по тем временам терпимость к побежденным. Видимо, так впечатлила его Айя-София – величайший  православный храм.

Ложа султана

Ложа султана

Внутреннее убранство собора, особенно золотое мозаичное изображение Богоматери с Младенцем на троне в полукуполе центральной аспиды(10) тоже явно пришлось по душе завоевателю. Вместо того, чтобы уничтожить Богоматерь, он приказал своим подданным приклонить перед ней колени. По свидетельству очевидцев, фреска с ликом Христа Вседержителя в самом центре купола(11), где сегодня красуется цитата из Корана: «Аллах – свет неба и земли», оставалась различимой вплоть до XVII века. Несмотря на то, что в исламе действует строгий запрет на изображение людей, ангелов и Бога.

За долгие века османы все больше превращали христианский храм в мечеть. Чтобы переориентировать его в сторону Мекки, в аспиду встроили богато декорированную молитвенную нишу – михраб(12). Справа от нее появился минбар(13) – высокая кафедра с лесенкой, с которой имам проповедовал во время пятничной молитвы. На втором ярусе пристроили молитвенную ложу султана(14),  в северной части под верхним ярусом установили – курси(15) – трон, с которого имам читал верующим вслух  Коран. И трибуну махфиль(16) с которой муэдзин вторил нараспев молитвам имама. Вершины, несущих опор купола по приказу султана Абдула – Мехмеда І украсили большими деревянными щитами (17). На них арабской вязью начертаны слова: «Аллах», «пророк Мухаммед», имена его четырех внуков и великих калифов.

Необыкновенная красота и богатство

Необыкновенная красота и богатство

Баптистерий(18) перестроили в мавзолей двух султанов. Вокруг собора выросли многочисленные гробницы османских властителей. Чтобы придать гигантскому строению большую сейсмоустойчивость султанские архитекторы усилили его перекрытия и укрепили фасад подпорными стенами, нарушив целостность архитектурного строения. В середине XIX века по настоянию мусульманского духовенства нетронутые фрески и мозаики были замазаны штукатуркой. Пощадили лишь фигуры шестикрылых серафимов(19) на подпружных арках. Хоть и закрыли им  лица медными масками. После падения монархии к власти в Турции пришел Кемаль Ататюрк, который отделил религию от государства. И в 1934 году Айя- София стала музеем. Началась масштабная реставрация. Долгие годы 50-метровые леса заслоняли вид на уникальный купол. Сегодня многие мозаики очищены от штукатурки. И теперь даже серафимы строго взирают на посетителей со своих высот. Такое смешение христианской и мусульманской символики почему-то производит целостное впечатление. Словно собор изначально задумывался как собор двух религий.

Вряд ли где-то в мире есть второй такой памятник архитектуры, где под одним куполом смогли мирно ужиться христианство и ислам. Наверное это и есть самое большое чудо Айя-Софии.

Схема Айя-Софии

Схема Айя-Софии

Адрес: Ayasofya Meydanı, Sultanahmet Fatih, Турция

 

Категория: Турция
Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0-ленты. Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.
Оставить комментарий

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>