Андреевская церковь

Андреевскую церковь часто называют лебединой песней великого зодчего Бартоломео Растрелли. Возвышается она на одной из круч Старокиевской горы. С ее террасы открывается неповторимый вид на древний Подол и Днепр.

Андреевская церковь в Киеве

Андреевская церковь в Киеве

Построена Андреевская церковь по заказу императрицы Елизаветы Петровны. Проект здания разработан  Бартоломео Растрелли в 1748 г., строительные работы велись в 1749 – 1754 гг. под руководством московского зодчего И. Мичурина. В создании храма участвовали также многие специалисты Петербурга, Москвы, Киева.

За свою историю церковь многократно ремонтировалась. Уже в первые годы по окончании строительства она пришла в запущенное состояние, поскольку после смерти Елизаветы Петровны царский двор перестал интересоваться киевскими постройками. Освящение храма состоялось в 1767 г. В XIX в. несколько раз ремонтировался верх здания, что привело к грубому искажению первоначальной формы очертания купола и утере его декора.

Чугунная лестница ведущая к церкви

Чугунная лестница ведущая к церкви

Чтобы поставить храм на вершине холма, строители возвели под ним стилобат в виде двухэтажного жилого здания, примыкающего к срезу кручи. Его завершает огражденная балюстрадой паперть, куда ведет с улицы широкая чугунная лестница. Андреевская церковь – крестообразная в плане постройка, вытянутая по оси запад –восток. Ее размеры 31х20 метров, высота – 47 метров. Высота стилобата (с фундаментами) – 15 метров. Внутри церковь перекрыта одним большим куполом диаметром 10 м. однако снаружи это пятиглавый храм: четыре малые главки поставлены на контрфорсы, размещенные по диагонали здания. Силуэт церкви построен на контрасте между массивной центральной главой и изящными угловыми куполами, направляющими движение архитектурных масс ввысь.

Вид на церковь со стороны Старо киевской горы

Вид на церковь со стороны Старо киевской горы

Живописность фасадов усиливает яркая раскраска: на бирюзовом фоне стен выделяются белые колонны, пилястры, карнизы, сверкали позолотой чугунные капители, по граням темно-зеленого купола извиваются золоченные гирлянды.

Тот же принцип декора сохранен в интерьере. Здесь также расчлененные плоскости стен сочетаются с богатой позолоченной лепкой, обрамляющие окна и украшающей купол. Главным акцентом в интерьер является иконостас. Это трехъярусное монументальное сооружение мягких криволинейных очертаний. На пурпурном фоне выделяются позолоченные пилястры, карнизы и богатые резные обрамления икон, имеющих разнообразные  размеры и сложные контуры. Поверхность царских врат покрыта сплошным кружевом резьбы.  В декор введена скульптура  — головки херувимов, фигуры ангелов, трехфигурная группа «Распятие», завершающая иконостас.

Б. Растрелли руководил всеми работами по оформлению интерьера. Он выполнил не только проект иконостаса, но и рисунок-шаблон в натуральную величину, по которому петербургские резчики И. Домаш  и А. Карловский изготовили все резные детали. Монтированием иконостаса в Киеве  руководил мастер И. Грот. За иконостасом в алтаре находится напрестольная сень на витых позолоченных колонках, украшенных гирляндами цветов. В интерьере привлекает внимание кафедра проповедника, которую поддерживают две позолоченные фигурки ангелов.

Бартоломео Растрелли. Зодчий создавший Андреевскую церковь

Бартоломео Растрелли. Зодчий создавший Андреевскую церковь

Большой интерес предоставляет живопись церкви середины XVIII в. – иконы, иконостаса, роспись кафедры, картины в куполе, написанные масляными красками на холсте. Большую часть икон (25 штук) выполнил в Петербурге художник И. Вишняков с учениками. Живопись на оборотной стороне иконостаса создали украинские художники И. Роменский и И. Чайковский. Наибольшую ценность имеют работы талантливого русского живописца А. Антропова: роспись кафедры, купола, большая картина «Тайная вечеря» в алтаре, часть икон в иконостасе. На иконе «Успение Богородицы» сохранилась его подпись.

На западных стенах трансепта находятся две картины XIX в. – «Выбор веры князем Владимиром» неизвестного автора и «Проповедь апостола Андрея» художника Платона Бориспольца. Это большие исторические полотна, содержание которых связано с рассказами древнерусских летописей. Выполнены эти работы в характерной манере классицизма.

В целом интерьер Андреевской церкви  — светлый, нарядный, мажорный – производит впечатление парадного дворцового зала.

Андреевская церковь является одним из шедевров отечественного зодчества XVIII в.

Иконостас знаменитой церкви

Иконостас знаменитой церкви

С 1917 по 1953 гг. неоднократно проводились работы по укреплению фундамента Андреевской церкви и холма, на котором она стоит, по отведению подпочвенных вод, выполнялся ремонт фасадов, интерьера, производилась консервация живописи и резьбы.

В 1968 г. Андреевская церковь объявлена музеем.

В 1970 г. по заказу Софийского заповедника из Венского музея Альбертина  были получены фотокопии  хранящихся там растреллевских чертежей Андреевской церкви. По этим чертежам киевские реставраторы в 1978 г. восстановили первоначальную форму купола, и этот  замечательный памятник русско-украинского зодчества предстал перед нами таким, каким его проектировал Б. Растрелли.

В настоящее время, оставаясь музеем, входящим в состав заповедника «София Киевская», Андреевская церковь используется для богослужения Украинской Автокефальной Православной Церковью.

Существует легенда, по которой место, где теперь течет Днепр, в древности было морем. Когда святой апостол Андрей пришел в Киев и поставил на горе крест, то все море ушло вниз.  Но некоторая часть его осталась и спряталась под Андреевской горой.  Когда позже здесь построили церковь, то под престолом открылся колодец.

В Андреевской церкви нет колоколов, так как, по легенде, при первом же ударе вода проснулась бы и залила бы не только Киев, но все Левобережье. Впрочем, это, пожалуй, только красивая легенда.

Адрес: Украина, г. Киев, ул Андреевский спуск 23

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0-ленты. Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.
Оставить комментарий

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>