Массадровский дворец

Когда-то здесь жили греческие рыбаки. И из-за того, что главный объект их деятельности – море находилось далеко, назвали здешние места «Марсандра» (в переводе это слово означает «неудобья»). Но это живописное местечко Южнобережья вызывало интерес путешественников, прежде всего необычайно красивыми пейзажами.

Фасад Массандровского дворца

Фасад Массандровского дворца

С течением времени название несколько изменилось, и стало более удобным для русских – а их здесь появлялось все больше. Мы называем эту местность Массандрой.

Прелестные «неудобья»

    Французский путешественник Монтандон, побывавший в Крыму в 1834 г. в своем «Путеводителе путешественника по Крыму» пишет о Массандре так: «… ее леса, ее луга, обилие воды, прекрасный водопад и бесконечное разнообразие диких ландшафтов придавали ей совершенно особое очарование».

После присоединения Крыма к России первым владельцем Массандры стал французский принц Карл Нассау-Зиген. Екатерина ІІ  подарила ему Массандру за участие в успешном штурме Очакова. Но воспользоваться благодатной местностью ему не удалось – в 1749 г. он вышел в отставку, уехал во Францию, а Массандра стала госсобственостью.

В конце XVIII в. некоторые пустующие земли Южнобережья, в том числе деревни Массандра, Никита и Магарач были отданы в собственность советнику Таврического областного правления, помещику Смирнову. Массандра стала дачей под названием «Богоданая». В 1815 г. ее купила графиня София Потоцкая, красавица, женщина непростой судьбы. Ей хотелось построить здесь город – Софиеополь, но мечты в жизнь так и не воплотились.

Массандровский дворец

Массандровский дворец

После смерти графини хозяйкой «Богоданой» дачи стала ее дочь Ольга Нарышкина и при ней стали закладывался знаменитый Массандровский парк – этим занимался Карл Кебах, главный садовник Воронцовских южнобережных имений. В 1838 г. Массандру у Нарышкиной купила теща графа Воронцова – Александра Браницкая. А с 1843 г. полноправным хозяином здесь стал граф Михаил Семенович Воронцов – в 1830-х годах ему принадлежало около двух тысяч десятин земли по побережью Крыма.

Свою главную резиденцию он решил устроить в Алупке, где был устроен грандиозный дворец, а Массандра должна стать источником дохода – в горной Массандре был конный завод, на плодородных почвах средней Массандры  были разбиты плантации табака и виноградники.

История долгостроя

В 1829 г. верхней Массандре Воронцов построил изящный дом, характерный для Крыма – с большой галереей, обращенный к югу, в нем было прохладно даже в сильную жару. Дом был великолепно обустроен, здесь часто отдыхала венценосная чета – Николай I и Александра Федоровна.

Массандровский дворец. Фонтаны

Массандровский дворец. Фонтаны

В конце 1870 г. этот дом сильно пострадал от бури и сын графа М.С. Воронцов решил выстроить более вместительное и современное здание. Проект был заказан французскому архитектору Е. Башару. Он использовал в Массандровском дворце приемы французской архитектуры XVI в. – множество элементов Ренессанса (почти плоские фасады, четкое поэтажное членение), но в целом здание походило на средневековое сооружение. Наверное, поэтому, что в композиции доминировали две круглые башни, подчеркивающие вход во дворец. Крупная кирпичная кладка, серый цвет камня, массивность сооружения удачно вписали его в горный ландшафт. Строительство дворца шла быстро – в начале 1880 г. заложили фундамент, летом возвели стены, и когда осталось уже только сделать крышу, случилось страшное – скоропостижно скончался архитектор Бушар. Но, казалось, строительству не суждено было завершиться – в мае 1882 г. умер и сам заказчик, С. М. Воронцов, и дворец простоял незаконченным 10 лет.

Согласно завещанию Воронцова, Массандра стала собственностью его жены – светлейшей княгини Марии Васильевны Воронцовой. Но она отказалась от наследства и передала имение племяннице Воронцова Екатерине Андреевне Балашовой.

Лестница ко дворцу со сложной судьбой

Лестница ко дворцу со сложной судьбой

А с 1889 г. владельцем Массандровского имения и недостроенного в нем дворца стал царь Александр III. Он решил строить Массандровский дворец и сделать его одной из летних резиденций своей семьи. Но царь хотел, чтобы в планировке и стилистике все соответствовало первоначальному замыслу. Столь сложное и необычное дело было поручено знаменитому петербургскому архитектору М. Месмахеру. В 1889 г. архитектор П. Трубнев описал дворец при покупке имения:

« Каменное здание в два этажа, частью с подвалом, сложенное из местного известняковой породы камня, правильной кладки, хорошо сложенной, крыша цинковая с мансардными окнами; здание состоит из стен, крыши цинковой и по всем помещениям положены железные балки, остальных частей здания не имеется. Стоимость здания по солидарности и прочности постройки может быть оценена в 85 тысяч рублей.»

Памятник богу Пану, который завораживал всех игрой на флейте

Памятник богу Пану, который завораживал всех игрой на флейте

Работа, про признанию самого Месмахера продвигалась сложно, ведь требовалось совместить «маломерность старого здания» «с возрастающими требованиями дворцового обихода». Пришлось делать некоторые постройки – площадб дворца расширилась за счет открытых галерей, террас, больших лестниц, балконов, были немного увеличены объемы некоторых комнат, также перестроили южный фасад дворца. Особое внимание было уделено оформлению и украшению наружных стен дворца – они стали более нарядными. Царь происходящие с дворцом перемены одобрял, но ему, как и Воронцову, не удалось пожить во дворце – он умер в 1894 г.

Хотя семья Романовых не собиралась жить в Массандровском дворце, ставший царем Николай II приказал закончить строительство дворца – в память об отце. Окончательно здание было готово к 1900 г. Месмахер очень изменил облик дворца: его серые стены покрыли желтой метлахской краской, парадную лестницу украсили позолоченные вазы, на южной башне появился двуглавый орел, всюду появились резные затейливые детали – карнизы, капители, наличники и скульптурные украшения. Балконы и террасы дворца, а также парк украсили декоративные, изображавшие греческих богов, сфинксов, химер, сатиров. Скульптуры были расставлены очень интересно: все женские статуи  стали возле южной части дворца, где были апартаменты дворца, а мужские — строго у комнат царя. К сожалению, сегодня сохранилось всего лишь 6 скульптур: два сатира, два дракона, два сфинкса.

Массандровский дворец. Вид с обратной стороны

Массандровский дворец. Вид с обратной стороны

В окончательном варианте дворец приобрел характер раннего барокко – стиля Людовика XIII. В декоративном убранстве интерьеров использованы элементы самых разных стилей – романского, готического, Барокко, рококо, классицизма. А оборудован трехэтажный дворец был по самому последнему слову техники – паровое отопление, электрическое освещение, в стенах – искусно вмонтированная система вентиляции, которая и сегодня.

В конечном итоге на достройку дворца было потрачено 978 443 рублей 42 копейки, причем не казенных, а из денег кабинета императора. А ни Романовы, ни родственники царя здесь толком и не жили, дворец в основном пустовал. Но его можно было осмотреть, купив билет, хотя, как указано в путеводителе того времени «обстановки нет никакой».

После октябрьской революции дворец сменило множество хозяев: здесь был дом отдыха, институт виноделия «Магарач», санаторий «Пролетарское здоровье» для больных туберкулезом. В годы войны Гитлер планировал, чтобы Массандровский дворец был резиденцией гауляйтера Крыма, но идея в жизнь не воплотилась, потому что на территории полуострова активно действовали партизанские отряды.

Парк в стиле Людовика

Парк в стиле Людовика

После войны дворец был правительственной дачей, но популярностью у членов правительства она не пользовалась, и вскоре стала еще одной достопримечательностью.

В 1991 г. Массандровский дворец и парк стали филиалом Алупкинского государственного музея-заповедника, памятника национального значения, он стал объектом экскурсий. Несколько раз правительство хотело забрать дворец под государственную резиденцию, но народ отстоял свое право на любование шедевром архитектуры.

Интерьер дворца и парк

Поскольку дворец внутри был практически пустым, то для создания экспозиции из фондов Алупки были тщательно произведения живописи, графики, фотоматериалы, мебель и предметы декоративно-прикладного искусства, соответствующие стилевым особенностям дворца.

В основном это предметы, каким-то образом связанные с художественным образом дворца, историей его бытования, с функциональным назначением его интерьеров. При создании экспозиции сотрудники Алупкинского дворца-музея постарались почувствовать, как бы дворец оформили архитектор Месмахер и, видимо, им это удалось. Дворец планировался как дом отдыха, поэтому в нем нет зала для торжественных приемов и прочих вычурных элементов. Всюду ощущается вкус заказчика – императора Александра III. Он с любовью относился ко всему русскому, поэтому при отделке архитектор использовал разные сорта дерева и камня. Каждое помещение Месмахер декорировал в стиле определенной эпохи: романской, готической, барокко, рококо, класицизма и все они очень удачно соединены во дворце. На первом этаже дворца были комнаты отдыха для всей семьи, бильярдная, богато украшена резьбой по дереву и пейзажной живописью, столовая, оформленная в стиле старинного рыцарского зала, сервизная, буфетная, «погребок», где хранились продукты, вина и бочки со льдом для охлаждения.

На втором этаже находились комнаты императора и императрицы, скромно оформленная приемная императора, а вот покои императрицы украшены более изящно. На южной стороне дворца размещались комнаты для женщин, а на северной – для мужчин. Мужская и женская половины дворца соединены коридором, украшенным цветными и зеркальными стеклами, что дает ощущение простора. Потолки и стены украшены лепниной. Сохранился во дворце камин, выполненный из цельного куска коричневого мрамора, люстры ручной работы.

Практически каждую комнату украшают работы известных русских художников – Александр III был известен как ценитель и коллекционер живописи. Например, у входа в столовую висит картина Василия Верещагина «Подземная галерея в Эллоре».

Два этажа дворца передают ту атмосферу любви, уюта и тепла, которая, как говорят, царила в семье монаха, каждая мелочь декора выполнена  искусно, и работники музея приложили множество усилий, чтобы это передать. К сожалению, третий этаж не закончен – там находятся экспозиции выставок.

Удачно дополняет дворец и парк – сейчас это один из лучших ландшафтных парков, его площадь 42 гектара. Парк был заложен еще в 1822 г. Карлом Кебахом по распоряжению М.С. Воронцова, Кебах создал парк в Алупке. На месте дубово-грабового леса были посажены фиги, каштан сладкий, гранаты, маслины, лимоны, апельсины. В специальной инструкции графа, предписывалось посадить вокруг деревьев виноград разных сортов, посеять в парке «разные искусственные травы» и «сколь можно развести плющ», а также «сделать лес из белой акации и лавров». Многие деревья, в том числе редкие и экзотические, доставляли из Никитского ботанического сада.

Дорожка в парке

Дорожка в парке

К 30-40 гг. парк Массандры стал по-настоящему знаменитым – сюда стекалось множество посетителей, чтобы увидеть цветочные поляны, магнолиевые рощи, кедры, черные сосны, каменные дубы и кипарисовые аллеи и прочие диковинки, все это дополнялось множеством фонтанов. Все это парковое великолепие тщательно охранялось последующими хозяевами дворца. С особым трепетом относились к розарию, где было около 900 кустов роз самых разных сортов. Сегодня этот великолепный парк занимает почти 42 га, здесь произрастает более 250 видов и кустарников, как представителей крымской флоры, так и экзотической.

Ежегодно Массандровский дворец посещают тысячи туристов. И если вам доведется оказаться в Ялте, то вы не должны отказать себе в удовольствии посещения дворца с такой сложной судьбой.

Адрес: пгт Массандра, ул. Набережная, 2 (заезд от ул. Симферопольское шоссе, 9)
Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0-ленты. Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.
Оставить комментарий

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>