Национальный заповедник «София Киевская»

 

Софиевский собор

Софиевский собор

Киевский собор Святой Софии находится в историческом центре украинской столицы, на Софиевской площади. Кроме него, в заповедник «София Киевская» входят Андреевская и Кирилловская церкви и Золотые ворота.

Детище Владимира и Ярослава

    В свое время величественный собор Святой Софии заявил о появлении на мировой арене могущественной христианской Руси.  Собор стал духовным, политеческим и культурным центром государства.

Туи располагалась митрополия, при которой существовала древнейшая отечественная библиотека с мастерской в которой переводились и переписивались книги. В соборе возводили на престол великих князей, посвящали в митрополиты, составляли политическое соглашение, принимали послов.

Миниатюра Софийского собора

Миниатюра Софийского собора

Тут собирались церковные зборы, отправлялись благодарственные молебны в честь важных событий. Хотя изучение Святой Софии длится уже 200 лет, до сих пор длится дисскусия о времени основания собора. Дело в том, что свидетельства летописцев о строительной деятильности Ярослава Мудрого, с именем которого традиционно связывается создание собора Софии Киевской, довольно путанные и противоречивые. В частности, Новгородская, Никоновская, Тверская и другие летописи датируют расширение Ярославом Киеваи закладку Софии 1017 г., а «Повесть временных лет» — 1037 г. В то же время очевидец сооружения собора первый киевский митрополит Илларион свидетельствовал о том, что в этом деле Ярослав только завершил начинания своего отца, князя Владимира, крестившего Русь, Другой свидетель появления Софии хронист Титмар Мерзебургский вспоминает о Софии Киевской как о действуещей резиденции киевского митрополита в 1017-1018 гг.

Св. Ника-София Оранта

Св. Ника-София Оранта

Колокольня собора

Колокольня собора

О причастности Владимира Великого к строительству Софии Киевской помнили еще в XVI-XVII вв. Об этом писали иностранные путешественики Мартин Груневег (1584) и Эрих Ляссота (1594 г.), а при Петре Могиле в надписях над центральным входом Софии и на арках центрального купола прямо указывалось, что собор начали строить в 1011 г.

С самого начала своего существования София находилась в эпицентре государственных событий. Летописи сообщают об основании в 1037 г.  Ярославом при Софиевском соборе книгохранилище со скрипторием, в котором переводились и переписивались книги. В 1051 г. в Софии произошло еще одно важнейшее событие посвящение в сан митрополита «русина» Иллариона.

Архитектура собора

    Первоначально Софиевский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. С трех сторон он был окружен двухъярусной галереей, а снаружи  — еще более широкой одноярусной. Центральный неф и трансепт значительно шире боковых нефов, образуя в интерьере собора четкий крест. Крестообразная композиция была видна и снаружи храма.

Нефы собора заканчивались на востоке пятью алтарными апсидами. Собор имел пирамидальную композицию. Цилиндрические своды, перекрывавшие ее центральный и попоречный нефы, ступенчато поднимались к центру здания. Центральный купол был ркружен четырьмя меньшими, а остальные восемь куполов еще более маленького размера располагались по углам собора. Барабаны куполов и апсиды имеют граненную форму. Помимо окон, свободные участки стен украшены уступчатыми нишами и лопатками, расчленяющими поверхность стен в соотвествии с располажением внутренних несущих столпов.

Апсиды храма. Кладка XI в.

Апсиды храма. Кладка XI в.

Собор сложен в византийской технике из чередующехся рядом камня и плифы (широких, тонких кирпичей), снаружи кладка была покрыта раствором-цемянкой.  Длина собора без галерей 29,5 м, ширина — 29,3; с галереями: 41,7 м и 54,6 м. Высота дл вершины главного купола 28,6 м, величина подкупольного квадрата 7,6 м.

Строился собор константинопольскими строителями, при участии киевских мастеров. Между тем, невозможно найти прямых аналогов Софиевского собора в византийской архитектуре того времени. Храмы, строившееся тогда в империи, были обычно меньше, имели лишь 3 нефа и одну главу. Предполагается, что перед византийцами была представлена задача создания большого храма для торжественных церемоний, главного храма Руси, которую они решили путем увеличения  числа нефов и добавления барабанов глав для их освещения.

В то же время первоначальное архитектурное решения собора имело свою символику. Центральный высокий купол храма всегда в византийской архитектуре напоминал о Христе. Двенадцать меньших куполов ассоциировались с апостолами, а четыре из них -с евангелистами, через которых христианство проповедовалось во все концы земли.

Макет первоначального облика храма

Макет первоначального облика храма

Софи быстро стала известной на Руси и далеко за ее приделами, ведь киевский двор был связан династическими браками со многими правящими семьями Европы. Дочки Ярослава Мудрого — Елизавета, Анна и Анастасия — стали королевами Норвегии, Франции и Венгрии соотвественно.

Софиевские подземелья

    В соборе, а также на его территории было расположено около 100 захоронений. Могилы Ярослава Мудрого и его жены Ирины сохранились.

Есть сведения о наличии подземных помещений под собором. Раскопки их проводились лишь однажды, 1916 г., но не были завершены. Согласно одной из версий, в этих подземельях могла хранится легендарная «Библиотека Ярослава Мудрого». Предположительй объем этой библиотеки — около тысячи томов. Основными источниками пополнения собрания были перевод и переписка копий. Период ее комплектования около 25 лет.

Раскопки под Софиевским собором были предприняты в 1916 г., после того, как вблизи храма произошел обвал грунта. В результате открылась часть подземных переходов, внутри которых нашли берестяную записку: «Кто найдет этот ход, тот найдет великий клад Ярослава». однако тайник был пуст, а на стене имелась запись о том, что он был разграблен. о подлинности обних надписей нет единства мнений до сих пор. Согласно отчету Археологической комиссии, раскопки были прекращены для того, чтобы предотвратить несанкционированное кладоискательство местных жителей. Сомнения в сохраности коллекции высказывались неоднократно. Они связанны с многочисленними пожарами и разграблениями Киева.

    Музей-заповедник

     ХХ в. открыл музейную страничку в истории этого памятника. В 1934 г. правительство советской Украины приняло постановление о создании Софийского заповедника. похоже, что с тех пор София перестала быть действующим храмом. Ученые, наблюдавшие за собором уже нескольео веков, считают, что во время богослужений в церкви сильно меняется температурный режим  и уровень влажности, что может губительно сказатся на древней мозаике и росписи монастыря. Даже незначительное пламя свечей оставляет копоть на уникальных изображениях.

Сейчас коллектив заповедника собирает материалы о  древних храмах в других странах, которые пришлось сделать музеями из-за ветхости. По их данным, таких примеров довольно много. «Например, Сионская горница в Иерусалиме, в которой совершалась Тайная Вечеря, является памятником I в., используется исключительно как музей, — говорит директор заповедника «София Киевская». Таких примеров очень много и в Италии, Испании, в Греции… Если ветшает хоругвия, то ее можно положить на вечное хранение в ризницу. но если ветшает целый храм и его нельзя перестраивать, необходимо менять режим его использования.

Кроме древних мозаик и фресок,  открыты и отреставрированы фрагменты росписи XVII-XVIII вв., которые имеют свою художественную ценность. В тех местах, в которых были утеряны мозаики, фрески или роспись XVII-XVIII вв.,  реставраторы оставили маслянную живопись XIX в.  — для сохранения иконографического единства ансамбля. Софиевский собор сохранил наиболее полный комплекс мозаик и фресок XI в. Мозаики центрального купола и главного алтаря гармонично сочетаются с фресковой росписью, которая украшает  стены, столпы, арки, галереи, хоры, башни. содержание и расположение фресок четко подчиняются иконографическим канонам, сложившемся к тому времени в Византии. Монументальная живопись органично сочетается и с архитектурой интерьера, составляя с ней целостный совершенный ансамбль.

Софийский-собор-схема

Софийский-собор-схема

Древнее мозаики, сделанные  византийскими мастерами, всегда вызывали восторг посетителей храма. но особенно почитали на Руси мозаичную икону Божьей Матери Оранта, получившую наименование «Нерушимая стена». Этот образ выложен под сводом горнего места храма. Отлечительной особенностью икон типа Оранта является изображении Богоматери в полный рост с поднятыми руками — как для заступнеческой молитвы. Софиевская Божья Матерь изображена  стоящей на золотом четехугольном камне. По дуге полусвода черной мозаикой  выложена на греческом надпись: «Бог посреди ея  и не подвижется: поможет ей Бог утро заутра». Свое название икона получила вероятно из-за того что в продолжении 800 лет не подвергалось разрушению.

В заповеднике большое внимание удиляется сохранению росписи храма, ведется постоянный контроль над световым и температурным режимом, уровнем влажности в помещении, изучается их влияние на живопись.  В 1987 г. Международное жюри Гамбурского фонда присудило Заповеднику Европейскую Золотую медаль за сохранение исторических памятников. В 1990 г. Софийский собор вместе с ансамблем монастырских сооружений XVIII в. на его подворье занесен в Список мирового наследия  ЮНЕСКО.

С 1994 г. Заповедник получил статус Национального. Он является одним из самых больших музейных сооружений Украины. В его состав, кроме Софийского собора, входят и другие памятники мирового значения: Золотые ворота, Кирилловская и Андреевская церкви — В Киеве, а также Судакская крепость — в Крыму.

В фондах заповедника собраны Уникальные материалы, в том числе археологические находки, произведения декоративно-прикладного искусства, архитектурные проекты старинных сооружений. Настоящей жемчужиной является коллекция древнерусских шелковых тканей с золотым и серебряным шитьем, найденные во время исследований захоронения митрополита Кирилла  II (умер в 1280 г.) в Софийском соборе.

За годы независимости Украины  проведены грандиозные ремонтно-реставрационные работы: возвращение к жизни колокольны. трапезной,  дома митрополита, реставрация мозаик Софии, иконостаса, полная реконструкция и восстановление практически уничтоженных в 30-х годах ХХ в. Царских врат и др.

Адрес: Украина, г. Киев, ул Владимирская 24

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0-ленты. Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.
Комментарии (1)
  1. Предлагаю ознакомиться с лепкой колокольни Софии Киевской http://kiev-foto.info/index.php/en/sofiya-kievskaya/623-lepka-kolokolni-sofijskogo-sobora

Оставить комментарий

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>