Воронцовский дворец

Одним из украшений Алупки, бесспорно является Воронцовский дворец, или как правильно он называется — майорат Воронцовых-Дашковых. К этому архитектурному шедевру, созданному трудом множества людей, никогда «не зарастет народная тропа».

Вид на Воронцовский дворец

Вид на Воронцовский дворец

Имение «полу-милорда, полу-купца»

    Алупка в переводе с греческого означает «лисица». Впервые об этом поселении упоминается в письменных источниках 960 г., когда хазарский правитель в числе подвластных ему мест упоминает и Алубику (Алупку). Здесь жили тавры, греки, в средние века Алупка находилась под властью Византийской империи. Вошла в состав феодального княжества Феодоро, а в ХIV — в состав генуэзских владений. В 1454 г. территорию поселения  захватили турки, и здесь была небольшая татарская деревушка — это продолжалось практически до 20-х годов ХІХ в.

История новой Алупки, чудесного ее превращения из отсталой деревни в процветающий город началась в 1824 г.  — генерал-губернатор Новороссии  Михаил Семенович Воронцов купил земли в гиблом тогда месте — в районе Алупки, у потомков семейства Ревелиоти,  в руках которого находилось тогда почти все Южное побережье Крыма (до него эти земли принадлежали фавориту Екатерины II, князю Г. А. Потемкину). И именно с этого момента ситуация меняется — в Крыму разворачивается строительство, проводят железные дороги, налаживается торговля и многое другое.

Необычная дорожка выложена из морских камушков

Необычная дорожка выложена из морских камушков

Скромный «дачный домик»

    Дворец находится практически в центре Алупки и очень удачно вписывается в крымский  пейзаж, дополняя его. Он задумывался как летняя семьи графа Воронцова. Проект «летней дачи»  обсуждался и готовился долго, самой большой проблемой стал поиск архитектора. В 1830 г. проект дворца делал одесский архитектор, и когда уже были готовы эскизы, граф отменил свой заказ. Ему хотелось иметь  «нетипичный» дворец, непохожий на другие. И нашелся человек, который помог воплотить честолюбивые замысли  Воронцова — английский архитектор Эдуард Блор, который множество времени отдал изучению архитектуры памятников старины, в частности готики.

Северный фасад дворца

Северный фасад дворца

Позднее Блор был придворным архитектором Георга IV, затем и королевы Виктории. Он создал проекты Вестминстерского  аббатства, Букингемского дворца в Лондоне замок Вальтера Скотта в Шотландии. Интересно и то, что Блор проектируя Алупкинский шедевр, так ни разу Крым и не посетил — он делал натурные чертежи по натурным рисункам местности; сиятельный граф лично доставлял  в Лондон карандашные эскизы, графические и живописные картины с видами местности, а на месте руководил строительством английский архитектор Вильям Гунт. И вот, в 1832 г. строительство закипело с новой силой. Строили Воронцовский дворец крепостные крестьяне, свезенные на стройку из многочисленных Воронцовских поместий, а также солдаты крымских гарнизонов. Ежегодно на строительстве было занято 2-3 тысяч человек.

Шуваловский проезд

Шуваловский проезд

Алупкинский дворец представляет собой смешивание разнообразных архитектурных стилей, но, несмотря на причудливое их сочетание, дворец не выглядит вычурно. Специалисты выделяют в основном стиль «Тюдор» с добавлением мавританского стиля. Западный вход дворца обрамлен двумя массивными башнями, он выглядит практически неприступным, как средневековый замок — такой эффект создают зубчатые стены грубой кладки и узкие бойницы. Северный фасад  — яркий образец английской тюдоровской  архитектуры XVI в., здесь удачно сочетаются элементы готики и архитектуры эпохи Возрождения.

На одной из башен фасада находятся часы, изготовленные в Лондоне в 1841 г. , и они еще идут. Южный фасад иногда называют Альгамброй — из-за мавританского стиля исполнения.

Знаменитый пробуждающийся лев

Знаменитый пробуждающийся лев

Он обращен к морю, очень интересна белая ниша с двойной узорчатой подковообразной аркой, покрытая лепным орнаментом  со стилизованной арабской надписью: «Нет бога кроме Аллаха!». Местная достопримечательность  — лестница с тремя парами львов — спящими, пробуждающимися и бодрствующими. Их делали в мастерской знаменитого итальянского скульптора Джованни Боннани. Говорят, что во время Ялтинской конференции Уинстону Черчиллю очень понравился один из «Спящих львов», и он попросил Сталина продать ему скульптуру . На это отец народов ответил категорическим отказом: «Народным добром не торгуем!».

Дворец построен из местного зеленовато-серого диабаза, его брали из так называемого хаоса — огромные каменные глыбы, разбросанные в творческом беспорядке  самой природой, хаос и ныне находится недалеко от дворца и прекрасно дополняют его архитектурное великолепие. Диабаз — материал довольно хрупкий и при неумелом с ним обращении попросту рассыпается.

Скульптура маленькой девочки

Скульптура маленькой девочки

Но если работать с ним умеючи, то его крепость удивляет  — диабаз не только не уступает по крепости граниту, но и превосходит его в два раза.

Графы Воронцовы жили поистине в царской роскоши. Во дворце 150 комнат, каждая из которых выполнена и украшена великолепнее предыдущей. поражает убранством голубая гостиная, сплошь отделана ручной гипсовой росписью. Здесь стоит огромный белый рояль, который принадлежал самому графу. Интересна его история — после второй мировой войны, когда большинство экспонатов этого дома-музея были распроданы и разграблены, был утерян и этот дорогостоящий инструмент, и лишь через несколько лет  покупатель рояля просто вернул его музею. Эта гостиная была домашним театром семьи Воронцовых:  здесь читали свои стихи Бенедиктов и Жуковский, пел Шаляпин под фортепианное сопровождение самого Рахманинова, а в 1863 г.  последний раз в жизни выступал перед слушателями великий русский актер М. С. Щепкин.

Интересны ситцевая комната, столовая, китайский кабинет, украшенный сложнейшей резьбой по дереву, вышивкой. Панели, двери и потолки в комнатах выполнены из мореного дуба, во всех комнатах бронзовые канделябры, вазы, изделия из хрусталя, фарфора, малахита. На стенах — полотна голландских, фламандских, французских и итальянских мастеров XVI-XVIII вв.

Великолепный парк возле дворца

Великолепный парк возле дворца

Одно из красивейших мест дворца — зимний сад он находится между голубой гостиной и парадной столовой. В оранжереи растут лианы, которые посажены еще при графе. Здесь находится величественный фонтан, а между растениями стоят мраморные белоснежные копии античных скульптур и изображения семьи Воронцовых. Всех посетителей поражает скульптура маленькой девочки итальянского мастера Корбеллини, ее платьице в складочку такой тонкой работы, что кажется совсем невесомым.

Мраморная скульптура в зимнем саду дворца

Мраморная скульптура в зимнем саду дворца

Дворец окружен прекрасным парком — он разбит в английском стиле, чернозем для которого для которого завозили из нескольких областей Украины и Ай-петринской яйлы и в корзинах разносили по склонам. На 40 гектарах сада произрастает более  200 видов деревьев и кустарников из различных стран мира. Дорожки парка вымощены  разноцветными морскими камешками — 29 мешков этого материала было привезено из Коктебеля для дорожек парка. Незабываемые впечатления производят чистейшие парковые озера: Форельное, Зеркальное и Лебединое, а также Фонтан слез (копия того, что находится в Ханском дворце), источники «Кошкин глаз», «Чайный домик» и скала И. К. Айвазовского.

Историческая роль

    Дворцом владело три поколения Воронцовых — последняя хозяйка имения Е. А. Воронцова в 1905 г. разместила в корпусах дворца санаторий для раненных на Японской войне, а в 1914 г. — госпиталь для инвалидов Первой мировой войны.

    После Октябрьской революции дворец национализировали. Тогда в Крыму царили голод и разруха, и нарком здравоохранения Семашко предложил сделать Воронцовский дворец санаторием — в газете «Известия» он пообещал одним «бирюзовым столиком» целый год кормить одну деревню.

    Но вмешался уполномоченный по делам музеев Тугенхольд, который писал:

Алупкинский дворец упоминается во всех европейских бедекерах, как чудо архитектуры, заключающий в себе прекрасную картинную галерею  и редчайшую библиотеку. Его нельзя, не заслужив названия варваров, превращать в санаторное состояние

А  что это значит, мы, жители Крыма, видели на примере многих гостиниц и вилл, побывавших под санаториями…, и дворец стал единственным музеем на Южном берегу Крыма.

Лужайка возле дворца

Лужайка возле дворца

    В 1941 г. началась Великая отечественная война. Гитлер подарил дворец Фельдмаршалу Манштейну — дворец практически не пострадал, но, отступая фашисты вывезли много художественных вещей , и лишь небольшую их часть удалось разыскать и вернуть во дворец после войны. С 4 по 11 февраля 1945 г. здесь проходила знаменитая Ялтинская конференция руководителей трех держав-союзниц — СССР, США и Великобритании, сыгравшая огромную роль в их судьбах. Вернее,здесь размещалась английская делегация — все важные переговоры проходили в Ливадийском дворце.

    После окончания войны дворец стал дачей НКВД (здесь периодически жили Берия, Каганович, Молотов), затем профсоюзным санаторием, а с 1956 г. снова музеем. На сегодняшний день музейная коллекция насчитывает 25 тысяч экспонатов, но это к сожалению , уже остатки былого величия, ведь многое разграблено в послевоенные годы.

    Сейчас Воронцовский дворец постоянно открыт для посетителей. Те, кто раз побывал в этом удивительном месте, стремятся попасть сюда еще и еще раз. Ведь за одну экскурсию подробно осмотреть, и каждый раз посетители открывают для себя что-то новое и необычное. Описать словами великолепие Воронцовского  дворца попросту невозможно — это то диво дивное, которое необходимо увидеть хотя бы раз собственными глазами.

Адрес: г. Алупка, Дворцовое шоссе, 10

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0-ленты. Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.
Оставить комментарий

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>